17.05.2021 г. был проведен литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству М.А. Булгакова «РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ».
Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит был не настоящий. Борьба с цензурой, какая бы она ни существовала, - мой писательский долг, также как и призывы к свободе печати. Я горячий поклонник этой свободы и полагаю, что если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода…
Этот 1929 год стал для него особенно тяжелым. В стране произошли значительные и неблагоприятные перемены, отразившиеся на ее культурной политике. Резко ухудшилась ситуация и вокруг него. Запрещены все его ранее поставленные пьесы. Критика не стесняется в выражениях: «литературный уборщик», «мелкобуржуазное отродье». Все это похоже на самую настоящую травлю. Самое страшное то, что его совершенно перестали печатать. Для писателя это невыносимо.
В 30-е годы он много и напряженно работает. И все – в стол. Его не издают. В театре сложные отношения со Станиславским и Немировичем-Данченко. Здоровье резко ухудшилось. Появились первые грозные признаки болезни, унесшей в могилу его отца… И в это непростое время он работает над главным своим произведением… И рядом с ним – она…
«Она несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы…» В жизни все было не так. И звали ее не Маргаритой, а Еленой Сергеевной. Они встретились в гостях у одного общего знакомого… И очень скоро поняли, что не могут друг без друга.
Елена Сергеевна будет с ним до конца. С нее он будет писать свою Маргариту. Их жизнь пройдет на одном дыхании, от начала и до тех слов у изголовья умирающего мужа: «Я напечатаю этот роман! Слышишь? Я обещаю: я напечатаю этот роман!» Слово свое Елена Сергеевна сдержит.
Болезнь продолжает прогрессировать. В конце 30-х годов неотвратимо и грозно надвинется слепота, а вслед за ней и полная неподвижность. Он уже не может работать самостоятельно. Елена Сергеевна пишет под диктовку. Роман «Мастер и Маргарита» будет закончен незадолго до смерти Булгакова в 1940 году.
Рукописи не горят!
Все будет правильно, на этом построен мир!
Чем близок Булгаков современному миру?
Он близок своей высокой и скорбной жизнью, прожитой мужественно и достойно в самые тяжелые, трагические времена для России.
Он близок своими светлыми замыслами, сохраняющими общечеловеческое значение, потому что великие мировые вопросы, мучившие Булгакова, не стали в наше время менее острыми.
Близок силой таланта, полнотой жизни и блеском мысли, одушевляющими его произведения.
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен могильного куренья.
Ты так сурово жил и до конца пронес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты, как никто, шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
А нет тебя и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни.
Лишь голос мой, как флейта прозвучит,
И на твоей безмолвной тризне
О, кто поверить смел, что, полоумной, мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Все потерявшей, всех забывшей,
Придется поминать того, кто, полный сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь смертельной боли.
С вами были участники литературной гостиной и преподаватели Грицышина Г.Ф., Горлова Е.В.