Цель: Дать обзор жизненного и творческого пути А.Т. Твардовского.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к творчеству поэта.
- Содействовать воспитанию патриотического чувства и развитию гражданского самосознания обучающихся.
- Совершенствовать навыки выразительного чтения.
21 июня 2020 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося поэта советской эпохи, лауреата Государственных и Ленинских премий, участника Великой Отечественной войны, автора знаменитой поэмы о войне «Василий Теркин», писателя, критика, редактора «Нового мира» крупнейшего литературного и общественного деятеля А.Т. Твардовского.
Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере вся она, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, – чувствам, мыслям, природе, быту, политике.
О многом можно написать,
Но лишь о главном хочется
Нам в жизни много не понять
И много сделать не получиться:
Суметь себя простить и близких,
Любить, дружить и ненавидеть,
Увидеть всех больших и низких,
Стараться слабых не обидеть.
Суметь любовь свою найти,
И друга близкого по жизни,
Полмира сразу обойти
И к счастью на мгновенье ближе.
И песнь души суметь исполнить,
Большую радость подарить,
И каждый миг, красой наполнить,
Оставить след, мир покорить!
Встать по среди, там где красиво
И громко-громко закричать
“Большое Господи СПАСИБО!”
Что жизнь сумел мне дать!
Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина», родная Смоленская земля. По Твардовскому, наличие «малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение». С родным Загорьем «связано все лучшее, что есть во мне. Более того – это я сам как личность. Эта связь всегда дорога для меня и даже томительна».
Документальный фильм «На хуторе Загорье»
В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона, хуторок и деревня Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России, здесь с отцовского чтения заучивались наизусть строки Пушкина, Лермонтова, Толстого. Стал сам сочинять. Пленили его «песни и сказки, что слышал от деда». В начале поэтического пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», – публиковал, советовал.
Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники – «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939), «Загорье» (1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией.
Твардовский Александр Трифонович «Ивушка»
Ранние стихи полны молодого задора, радости жизни.
Столбы, селенья, перекрестки,
Хлеба, ольховые кусты,
Посадки нынешней березки,
Крутые новые мосты.
Поля бегут широким кругом,
Поют протяжно провода,
А ветер прет в стекло с натугой,
Густой и сильный, как вода.
Тема войны – одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины («Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.
А. Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах. Жизнеутверждающе звучит мысль о необходимости «счастливым быть» всем, кто из братьев-воинов остался в этой войне жив.
Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном стихотворении. Она стала частью его мироощущения.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
Всю Великую Отечественную войну Твардовский был на фронте. В 1941-1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», затем – в газете 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». В годы ВОВ поэт создает свою самую знаменитую поэму «Василий Тёркин».
Вот что пишет сам Твардовский в автобиографии:
«Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. «Тёркин» был для меня во взаимоотношениях поэта с его читателем – воюющим советским человеком – моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».
"Это поистине редкая книга, - писал И.А.Бунин. - Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!"
А. Т. Твардовский «Василий Теркин»
Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался любимым поэтом военного поколения.
В военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая – в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, антимилитаристический призыв – вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны:
Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира, Москва!
В позднем творчестве А. Т. Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия, о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить, любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:
Спасибо, моя родная
Земля, мой отчий дом,
За все, что о жизни знаю,
Что в сердце ношу своем.
Твардовский – тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстает в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах.
А. Твардовский «Снега потемнеют синие»
«Жизни выстраданной сласть», свет и тепло, добро и «горькое недобро» воспринимаются поэтом как непреходящие ценности бытия, наполняющие каждый прожитый час смыслом и значением. Вдохновенный труд дает человеку, по мнению Твардовского, чувство достоинства, осознание своего места на земле. Немало строк посвящено писательскому труду: друзьям и врагам, людским достоинствам и порокам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовский мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, двоедушных критиков.
Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете -
Живых и мертвых, - знаю только я.
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог,
Передоверить. Даже Льву Толстому -
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:
Просто – мне дорого все, что и людям,
Все, что мне дорого, то и пою.
Таким А. Т. Твардовский и остался до последнего, «контрольного» часа своей жизни.